Патриарх Цю Чуцзи и Школа Драконовых врат

Dadaotang пост в Даосские школы и Учителя,Tags: , , , ,
Комментарии к записи Патриарх Цю Чуцзи и Школа Драконовых врат отключены

Автор: Константинов В.А.

 

19-й день первого лунного месяца — день рождение Патриарха Цю Чуцзи.

 

u=3435773099,3502415538&fm=26&gp=0Цю Чуцзи является одним из «семи истинных людей севера» Учения Совершенной Истины (Цюаньчжэнь цзяо) эпохи династии Цзинь, великим мыслителем, политиком, литератором и врачом. В возрасте 74 лет он прошёл 35000 ли для встречи с Чингисханом.

Патриарх Цю родился в 1148 году (в 19-й лунный день первого месяца) в провинции Шаньдун в округе Дэнчжоу. Его детским именем было Цюгэ, а вторым именем — Тунми. Ещё в малом возрасте он лишился обоих родителей, сполна испытав горечи человеческого общества. С малых лет он был устремлён к совершенствованию истины и становлению бессмертным.  В возрасте 19-ти лет он покинул дом и «вышел из мира», приступив к «тайному совершенствованию» в горах Куньюйшань в «Пещере туманной зари» (Янься дун). В 1168 году поклонился Патриарху Ван Чунъяну, как Учителю, давшему ему имя Чуцзи, второе имя Тунми и даосское прозвище «Учитель вечной весны» (Чанчунь-цзы).

 

Патриарх Ван Чунъян был очень строг с ним в обучении, отдельно уделяя внимание воспитанию в нём природной сметливости и самоанализу. В «Биографии Патриарха Чаньчуня» записано: Учитель Ван Чунъян с самого начала знал о том, что Цю Чуцзи станет «сосудом Дхармы учения совершенной истины и уделял пристальное внимание его закалке. Каждый раз во время разъяснения Дао своим ученикам, Цю Чуцзи оставался у двери и не допускался к участию в диспутах. Так было с самого начала и до самой кончины Ван Чунъяна. Но воля Учителя (Цю) была непреклонна». Цю Чуцзи часто сетовал на то, что многие слова Учителя Ван Чунъяна не имеют никакого отношения к Дао. Незадолго до кончины, уже на смертном одре, Ван Чунъян подозвал его к себе и дал отдельные напутствия, сказав: «То, что не имеет к Дао никакого отношения — и есть Дао». В поздние годы Патриарх Цю вспоминал: «Я состоял при Учителе Ван Чунъяне на протяжении трёх лет и за всё время не удостоился ни одного наставления. Если же начинал гневаться, тут же получал нагайкой — поистине, Учитель любил меня».

 

В 1170 году Цю Чуцзи и ещё три ученика Ван Чунъяна — Ма Даньян, Лю Чусюань и Тань Чудуань, переместились в родовой храм для того, чтобы справлять глубокий траур (традиционно — 27 месяцев) по Учителю, вместе совершенствуясь недалеко от могилы Патриарха Вана. После этого Цю Чуцзи отправился в странствия, тайно занимаясь совершенствованием-плавкой в местечке Паньси на протяжении шести лет. Так как он носил лишь дождевой плащ и питался очень скудно, люди прозвали его «Господин дождевой плащ». На протяжении всего времени Патриарх Цю упорно занимался совершенствованием и практически не спал (порой свыше 50 дней — это называется «разбивать демона сна»). В «Записях о Патриархе Цю Чанчуне» сказано: «Выплавлял сердце и взращивал истинную Природу, трижды столкнулся с демоническими преградами, но оставался неподвижен. Тигры приходили и ложились рядом, но он не боялся их. Вначале сердце стало истинным, спустя долгое время обрело пустоту, а став пустым, показалась истинная Природа. Так свершилось великое дело».

После этого Патриарх Цю удалился в пещеры Лунмэнь (Лунмэнь дун) для семилетнего15137685_1792409287690834_5004941074556477319_o уединённого совершенствования. Сейчас и по сей день сохранилась эта пещера и «круглый камень плавки сердца» Патриарха Чанчуня. Эти тринадцать лет практики в Паньси и пещерах Лунмэнь стали фундаментом дальнейшего распространения учения линии Цю Чуцзи. Патриарх Цю придерживался принципа «Хранить недеяние и осуществлять деяние». Он говорил: «Чудесное Дао недеяния невозможно увидеть. Лишь по реальным поступкам можно судить». Недеяние — это эликсирные методы внутренней работы чистого покоя, деяние — свершение дел в миру. В то же время Цю Чуцзи считал, что «Недеяние и деяние — это одно. Если в сердце нет корысти, тогда деяние по-прежнему, будет недеянием».

По сравнению с Ма Даньяном, который раньше всех учеников завершил Дао, Патриарх Цю не только уделял внимание собственной практике, но и внешним поступкам. Он говорил, что Ма Даньян, Лю Чусюань и Тань Чудуань уже завершили своё Дао, так как, накопили достаточно благих дел ещё в прошлых воплощениях, и поэтом, сейчас проживают уже в другом мире. Ему же ещё предстоит сделать многое. Кроме того во времена Ма Даньяна, правителя династии Цзинь называли «вторым Яо и Шунем», — это было время относительно спокойное, поэтому Ма Даньян и другие ученики могли всецело сосредоточиться только на своей практике методов эликсира. Его же годы деятельности пришлись на начало династии Юань — время войн и волнения. Поэтому он не мог спокойно сидеть. Кроме того он считал, что это хороший шанс для собирания добрых дел…

В 1188 году он переместился  в столицу (тогда Пекин назывался Яньцзин).  Ма Даньян тогда уже покинул мир. В 1191 году Патриарх Цю вернулся в старое село и основал место для совершенствования  Дао, которое Император династии Цзинь назвал потом «Монастырь великой пустоты» (Тайсюй гуань), а после оно стало называться «Дворец великой пустоты» (Тайсюй гун).

В 1203 году после ухода ещё одного из учеников Ван Чунъяна — Патриарха Лю Чусюаня, Цю Чуцзи стал пятым «хранителем» Учения Цюаньчжэнь, поспособствовав его широкому развитию. В период с 1203 по 1219 год он проживал в провинции Шаньдун, распространяя Учение.

15129639_1792409131024183_3296744243160180036_oВ 1222 году 74 летний Патриарх отправился на встречу с Чингисханом, положив «конец убийствам». В 1224 году он возвращается в столицу для того, чтобы распространять Учение по всей Поднебесной и останавливается в столичном монастыре Тяньчан гуань (сегодняшний Байюньгуань). В 1227 году, к тому времени, когда монастырь уже получает название «дворец вечной весны» (Чанчунь гун), в 9-й день 7-го месяца настаёт  время его «бессмертной кончины» (сяньхуа). На тот момент ему было 80 лет. В этот день весь Пекин наполняется «благодатным ароматом», который сохраняется на протяжении 3 дней, и миряне называют это чудесным явлением. Впоследствии император династии Юань даёт Патриарху прозвище «Истинный человек вечной весны, развивающий Дао и возглавляющий Учение». В Китае устанавливается «день памяти» духовного бессмертного Цю, который называют «праздником Яньцзю». Этот праздник сохраняется и по сей день и уже стал одним из знаменитых обычаев в районе Пекина и Тяньцзиня.

Согласно преданию спустя несколько дней после кончины, многие люди видели Патриарха Цю в виде путешественника, нищего или военного человека. Поэтому с тех пор сохранился обычай в 9-й день 7-го месяца собираться в монастыре и надеяться на встречу с Патриархом. Тот, кому явится Патриарх, сможет излечить болезни и продлить годы жизни.

 

Патриарх Цю и Монастырь белых облаков

9f510fb30f2442a70c1e7f486b4c0f4dd01302e5 После возвращения из «Путешествия на Запад» со встречи с Чингисханом, Цю Чуцзи широко распространял Учение в столичном монастыре «Тайчан гуань» (нынешний Байюньгуань). На тот момент ему было 77 лет. Вскоре в столицу прибыл Чингисхан и повелел переименовать монастырь в «Дворец Чанчуня» (Чанчунь гун). Спустя три года  ученик Цю Чуцзи Инь Чжипин («истинный человек Цинхэ»), восстановив разрушенные части, дал имя монастырю «Монастырь белых облаков» (Байюаньгуань), захоронив в нём священные останки Патриарха Цю. Они и по сей день находятся там. Начиная с ученика Инь Чжипина, монастырь становится главным местом распространения «храмовой линии Патриарха Цю».

 

Цю Чуцзи и Школа Лунмэнь

Обычно считается, что основателем Школы Драконовых Врат (Лунмэньпай) является Патриарх Цю Чуцзи. На самом деле это не совсем так. Во времена Патриарха Цю Чуцзи (династия Юань) нигде не было упоминаний о том, что он создал школу Лунмэнь. Как впрочем не было и упоминаний, что кто-либо из семи учеников Ван Чунъяна был основателем отдельной школы. Это появилось уже во времена минской династии, когда постепенно силу стало набирать направление последователей Чжан Бодуаня и «пяти истинных людей юга».

В основном  суждения о создании школы Лунмэнь Патриархом Цю базируются на записях цинского даоса Минь Идэ, который в своих трудах говорит, что «в год под знаками Гэньчэнь династии Юань Чжао Даоцзянь (ученик Цю Чуцзи) по прозвищу Чжао Сюйцзин, принял в монастыре Белых облаков регалии учения и заповеди от Цю Чуцзи, став первым патриархом школы Лунмэнь». Также по его словам Цю Чуцзи передал ему «20 иероглифов школы Лунмэнь» (генеалогия, записанная в стихах). На самом деле это не так. Год Гэньчэнь династии Юань — это 1280 год. Чжао Даоцзянь же, согласно историческим записям, в 1221 году скончался на половине пути путешествия на Запад Цю Чуцзи (он сопровождал его в дороге на встречу с Чингисханом). Кроме того в 1227 году и сам Цю Чуцзи уже покинул мир.

Согласно исследованиям одного из даосов Школы Лунмэнь династии Цин Чэнь Мингуя, вероятнее всего название «Школа Драконовых Врат» (Лунмэньпай) связано с именем даоса Цзян Шаньсиня, который изучал Дао в горах Вандяошань и Лунмэньшань, и впоследствии, выстроил «Дворец престола драконовых врат». Так как эти горы находятся неподалёку от гор Хуа (Хуашань), где некогда Цю Чуцзи проповедовал учение, позже патриархом Лунмэньпай стали называть самого Цю Чуцзи.

Сейчас Школа Драконовых врат является самой разветвлённой и широкой в Китае. После Патриарха Цю Чуцзи многие из представителей (начиная с 5-го патриарха) его линии пересекались и с южной школой Чжан Бодуаня, сформировав отдельные течения и линию методов.

 

Труды Патриарха Цю Чуцзи

Согласно историческим документам, на которые можно уверенно опираться, Патриарх Цю Чуцзи лично написал два труда — «Сборник из Паньси» и «Сборник восхваления Дао» (уже утерян). В этих трудах отразилась его идеология и специфика методов эликсира, которые практиковал и передавал Патриарх Цю. Помимо лично написанных им трудов, его наставления записаны в нескольких произведениях его учеников и последователей:

  • «Записи речей с торжественного приёма в честь распространения сокровенной традиции». Это записи наставлений по совершенствованию Дао и управлению государством, которые давал Цю Чуцзи Чингисхану. Записаны советником Чингисхана Елюй Чуцаем во времена династии Юань. Входят в Даоцзан.
  • «Записки  о путешествиях на запад истинного человека Цю Чанчуня». Записи ученика Цю Чуцзи Ли Чжичана о путешествии к Чингисхану. Ли Чжичан был одним из 17 сопровождающих учеников в путешествии Патриарха Цю.Династия Юань. Входят в Даоцзан.
  • «Записи речей во время путешествия на север истинного человека Цинхэ». Текст династии Юань, написан учеником Инь Чжипина Дуань Чжицзянем, и описывает наставления своего учителя Инь Чжипина, а также наставления Цю Чуцзи со слов своего наставника. Входит в Даоцзан.
  • «Записи прямых указаний истинных бессмертных». Записи наставлений Ма Даньяна, Цю Чуцзи и Инь Чжипина, составленные учеником Ма Даньяна Сюань Цюань-цзы. Династия Юань. Входят в Даоцзан.
  • «Записи речей Патриарха Цю». Текст династии Мин, написанный учеником школы Лунмэнь Пань Цзингуань.

 

Также существует несколько текстов, написанные от имени Патриарха Цю Чуцзи другими людьми уже после его кончины. Один из них — довольно известный текст «Прямые указания великого эликсира», который не является творением Патриарха Цю. Скорее всего этот текст, как и содержание эликсирных методов, описанных в нём, принадлежит последователю южной школы Даосизма линии «истинного человека Хуа Яна».

Второй текст цинской династии по методам эликсира, который приписывают направлению Цю Чуцзи — это «Прямые указания великого эликсира тайной передачи Патриарха Цю». Эта рукопись была найдена во времена династии Цин в Шаньдуне и передана Чэнь Иньнину. Первый глава общества Даосизма Китая Чэнь Иньнин исследовав его, определил, как текст школы Лунмэнь патриарха Цю. Однако это очень спорно, если сравнивать с идеологией методов эликсира самого Цю Чуцзи.

 

Из наставлений Цю Чуцзи:

 

«Дао породило два Начала, чистое и лёгкое стало небом, а небо — это Ян, относится к огню. Тяжёлое и мутное — это земля, земля — это Инь, относится к воде. Человек проживает в центре них, возлагается на Инь и опирается на Ян. Поэтому люди, изучающие искусство совершенствования-плавки, знают, что надо избегать излишеств и отвергать страсти, укреплять цзин и охранять дух, только лишь, выплавляя Ян и растворяя Инь, чтобы Ян был в полноте. Тогда можно будет вознестись на небо и стать бессмертным. Это словно огонь, который поднимается вверх. Глупцы же напитком считают вино, а нелепость принимают за постоянство, попустительствуя своим чувствам, следуют за желаниями, растрачивая цзин и нанося вред духу. Всё это приводит к тому, что Ян слабеет, а Инь процветает. Тогда они погружаются в землю, становясь призраками-гуй. Это словно вода, которая течёт вниз.

Люди, что изучают совершенствование истины подобны тем, кто катит камень в высокую гору — чем выше, тем труднее. И если на полшага оступишься, нанесёшь себе увечья и прежние старания сойдут на нет. Поэтому в миру никто этим не занимается.

Те, кто идут наперекор Дао и следуют за своими страстями подобны катящемуся под откос камню — чем ниже, тем легче. Но в миг скатившись, уже невозможно будет вернуться обратно. Поэтому в миру следуют этому и нет того, кто бы уразумел это».

«Моя Школа только лишь ценит металл, а сочетание огня и воды идут следом. Человеку нужно успокоение сердца и сосредоточение духа принять за начальный фундамент, постижение истинной Природы и обнаружение пустоты считать реальной почвой. Забвение познаний и устранение препятствий является функцией, всевозможных видимых признаков, как созерцание дракона и тигра, свинца и ртути, нельзя мёртво держаться. Иначе сойдёшь на внешние пути (методы) и тогда, не будешь моим последователем».

 

 

 

 

« Prev: :Next »