Основатель китайской культуры и медицины Хуан-ди

Dadaotang пост в Даосские школы и Учителя,Tags: , , ,
Комментарии к записи Основатель китайской культуры и медицины Хуан-ди отключены
Автор текста: Константинов В.А.
Хуан-ди.
   u=2120710681,2343965667&fm=26&gp=0Согласно «Историческим записям» Сыма Цяня (206 г. до н. э. — 220 г. н. э), главе об «Основных записях о пяти владыках» (五帝本紀): «Хуан-ди – сын Шаодяня, имел фамилию Гунсунь и имя Сюаньюань. Прозвищем было «сюн» (медведь), обладал благим знамением добродетели почвы. Так как, цвет почвы жёлтый, поэтому назывался Хуан-ди (жёлтый император или владыка), подобно императору Шэнь Нуну, который был владыкой добродетели огня и прозывался Янь-ди» (Прим. Пер. : Янь — это языки пламени).
Далее о Хуан-ди также упоминается в древней книге «Весны и Осени господина Люя» (呂氏春秋), составленной примерно в 290—235 гг. до н. э, в которой описываются пять древних правителей Китая.
Канон «Записи об исторических императорах и Ванах» (帝王世紀), составленный древним врачом Хуан Фуми (皇甫谧), жившим в 3 веке (215~282 г), продолжил исторические записи Сыма Цяня и впервые указал на императора Фу Си, как предшественника Хуан-ди.
Хуан-ди считается родоначальником традиции «даосской семьи» (даоцзя) и традиционных методов эликсира (нэйдань), хотя в его время не было ещё названия «нэйдань». Поскольку медицина и Дао были слиты воедино, эта наука называлась «Дао медицины» и «Высочайшее Дао». Хуан-ди имел нескольких учителей — учителем по медицине считается «небесный наставник» Ци Бо, наставления которого записаны в знаменитом «Внутреннем каноне Хуан-ди» (Хуан-ди нэйцзин). Передача от Ци Бо так и называлась — «искусство Ци Бо и Хуан-ди» (Ци-Хуан чжи шу).

Наставником или точнее, наставницей по «военной части» считается «Сокровенная дева девяти небес» (Цзютянь Сюань нюй), которая согласно преданию, помогла Хуан-ди в войне с Чи Юй, передав ему знания о военной стратегии Цимэнь дуньцзя, искусство фашу и меча.
По линии совершенствования Дао учителем Хуан-ди был древний мудрей Гуан Чэн-цзы, от которого жёлтый владыка получил передачу методов нэйдань в горах Кундун…
В труде «Чжуан-цзы» подробно описывается встреча Хуан-ди и наставника Гуан Чэн-цзы, при которой наставник раскрыл сущность совершенствования Дао:
«Сущность (цзин) высочайшего Дао – это глубинность (укромность) и сокрытость; предел высочайшего Дао – это неясность и безмолвие. Не смотри и не слушай — обнимай дух, чтобы прийти к покою и тогда, форма сама выправится. Непременно будь в покое и чистоте. Не утруждай свою форму, не шевели свой цзин, не блуждай в мыслях и тогда, можешь жить долго. В глазах нет того, что можно увидеть; в ушах нет того, что можно услышать; в сердце нет того, что можно узнать. Твой дух охраняет твою форму и тогда, она может жить долго. Будь осмотрителен к своему внутреннему и запирай своё внешнее — многознание приводит к разорению. Крайний Инь спокойный и тихий, а крайний Ян – пламенеющий и величественный. Пламенеющее и величественное исходит из Земли, а спокойно-тихое выходит из Неба. Я, исполняя твоё желание, указываю тебе на то, что стоит над великой ясностью, чтобы ты достиг того истока крайнего Ян; и исполняя твоё желание, я указываю тебе на вхождение во врата глубинного и бездонного, чтобы ты достиг того истока крайнего Инь. Небо и Земля имеют чиновников, Инь и Ян имеют хранилища. Осмотрительно охраняй своё тело и вещи сами выправятся. Я охраняю своё единое, чтобы держать себя в согласии (гармонии), поэтому я совершенствую себя уже 1200 лет и моя форма не увядает».
В этом отрывке, помимо исторического контекста, мы можем также увидеть множество тайных указаний по совершенствованию. Многие иероглифы в этом отрывке довольно трудно стройно и точно перевести на русский язык, поскольку требуют этимологического и образного разбора — тогда будет более понятно).
Самым известным трудом, который приписывают Хуан-ди, является знаменитый труд поu=1030465168,404373613&fm=26&gp=0 китайской медицине и не только — «Хуан-ди нэйцзин». Хотя скорее всего, он записан более поздними последователями-медиками. История этого труда довольно сложная и не ясная — дошедший до сегодняшнего дня «нэйцзин», является компиляцией известного врача династии Тан Ван Бина (8 век). Ван Бин, получив старую версию «Хуан-ди нэйцзин», дополнил её, написав таким образом, ныне известный «нэйцзин». Многие главы и разделы были туда добавлены из других разделов китайской культуры. Так или иначе, «Хуан-ди нэйцзин» является «библией» китайской медицины и одним из трёх столпов канонических книг по старой медицине. Чаще всего его название переводится на русский язык, как «Трактат жёлтого императора о внутреннем», что на самом деле не совсем верно. Трактат или эссе (лунь или лунвэнь, 論,論文)- это рассуждения некого человека о каком-либо деле, которые допускают критического разбора или сомнений в их правдивости. Трактат описывает мнение и понимание конкретного человека. Канон — цзин (經) же является классической канонической книгой (經典), в которой прописаны непреложные истины и принципы, не подлежащие сомнению. Таковыми, например, канонами являются «Дао Дэ цзин», «Хуан-ди нэйцзин», «Хуан-ди иньфу цзин» и тд. «Нэй» (內) здесь означает «внутренний», а не «о внутреннем». «Внутренний канон» (нэйцзин) потому, что был записан во внутренней части императорского дворца Хуан-ди (каждая древняя традиционная постройка состоит из двух частей: внешняя часть и внутренний двор, куда мог входить только сами император или члены семьи, а также советники и наставники императора. Так устроены практически все дворцы Китая, начиная с пекинского «Запретного города»). Во-вторых, это были по сути беседы «с глазу на глаз» между учеником и учителем. Они были предназначены для узкого, «внутреннего круга» людей. В-третьих, в первой части «Сувэнь», помимо внутреннего устройства человека, большую и главнейшую часть (отсюда название — Сувэнь), составляет описание принципа «единства человека и неба» и законы «взаимного перекликания неба и человека».
Помимо «Хуан-ди нэйцзин» существует целый корпус небольших канонов, которые приписывают также Хуан-ди.
Хуан-ди положил начало не только китайской медицины, но и пути совершенствования Дао, которое дойдя до Лао-цзы, получило название «Учение Хуан-ди и Лао-цзы» (Хуан — Лао сюэ), и именно Хуан-ди положил начало традиции «тайной передачи» и обязательного ритуала «поклонению учителю» (байши) при обучении знанию о высшем Дао.
« Prev: :Next »