Константинов В.А.
В 12-й день 7-го лунного месяца родился один из «семи истинных людей севера» школы Цюаньчжэнь — Лю Чусюань, считающийся патриархом школы Суйшаньпай.
Лю Чусюань (1147—1203 гг ) был уроженцем деревни Угуань провинции Шаньдун. В раннем возрасте рано лишился отца и воспитывался матерью. Весной 1169 года Лю Чусюань внезапно обнаруживает на соседней стене своего дома свежую надпись тушью, написанную смело и размашисто, без указания имени. Последние строки надписи гласили: «Угуань — место, где вскармливает Син истинный бессмертный, желая стать человеком вечной жизни (Чаншэн) и бессмертия…». В этот же год, но в 9-й месяц Ван Чунъян с тремя учениками — Ма Даньяном, Цю Чуцзи и Тань Чудуанем, отправляются на запад провинции и, проходя мимо дома Лю «случайно» встречаются с ним. Патриарх Ван Чунъян, обращаясь к нему, спрашивает: «Ну что, понял закорючки на стене?». Только тогда Лю Чусюань понял, что то были духовные деяния Учителя. Он оставляет всё и следует за Ван Чунъяном. Ван Чунъян даёт ему даосское прозвище (даохао) «Чаншэн» — «Вечная жизнь» (長生), неофициальное имя «Тунмяо» — «Постигший чудесное» (通妙) и «запретное имя» (諱) «Чусюань» — «Ведающий сокровенным» (處玄). На тот момент ему всего 23 года.
После этого «четвёрка» отправляется далее на запад. После кончины Ван Чунъяна в 1170 году Лю Чусюань вместе с тремя учениками держит траур по учителю в родовом месте деревни Люцзян. В 1174 году четвёрка даёт «клятву ковша» и расстаётся. Девизом совершенствования Лю Чусюань избирает «Воля ковша» (斗志) и отправляется в Лоян, совершенствуясь в «Храме земли» (土地庙).
В это же время закладывается основа его совершенствования — «плавить Син в мирской суете и смешиваясь с толпой, вскармливать изначальное в городской пыли и скоплении хаоса. Музыкальные инструменты не могли нарушить его гармонии, цветы и ивы не могли помешать его чистоте. Сердце было холодное словно пепел, тело было бесстрастным словно дерево. Если люди подносили ему — ел, не подносили — на лице не было возмущения. Если спрашивали его — отвечал жестами, не спрашивали — целый день пребывал в чистой неясности. Сила установленного созерцания была совершенна, небесный свет испускался ясно…» (Записи об ортодоксальной школе золотого лотоса, 金莲正宗记). Затем он перемещается на северо-восток Лояна в «Пещеру облачного ручья» (Юньсидун).
В 1176 году он возвращается в родное село Угуань совершенствоваться в Дао, а в 1182 году выстраивает скит и пишет комментарии на «ДаоДэцзин» и «Хуантин цзин». В 1184 году его приглашают в уезд Чанъян провести обряд моления о дожде, где он демонстрирует «чудеса гунфу». В 1185 году после кончины Тан Чудуаня Лю Чусюань возглавляет учение.
В 1197 году его приглашают ко двору императора дать советы по высшему Дао и управлению. На что Лю Чаншэн отвечает кратко: «Умеряй страсти и тело будет здорово, уменьшай налоги и государство будет спокойно». Императору приходится по душе его слова и он приглашает пожить его в столичный Тяньчангуань. В 1198 году император даёт указ сделать для его монастыря «Линсюйгуань» 5 императорских табличек. Учение Цюаньчжэнь получает статус императорской поддержки. В 1201 году Чаншэн странствует в Гуанлине и пишет «Суждения о счастье и наказании небесного Дао» (天道罪福論), а в 1202 году выходят «Записи речей о высшей истине истинного человека Чаншэна» (長生真人至真語錄).
Во 2-й месяц 1203 года Лю Чусюань внезапно бьёт в барабан и созывает всех учеников, сообщая о том, что время пришло. Затем ложится на левый бок и отходит в мир бессмертных. В 6-й год династии Юань ему присваивают титул «Истинный человек вечной жизни, помогающий преображению людей и разъясняющий Дэ».
Помимо вышеуказанных, текстами Лю Чаншэна яляются: «Сборник бессмертной радости» (仙樂集), Толкования канонов «ДаоДэ», «Иньфу», «Хуантин». Его школу называют Суйшаньпай (随山派).
Принципы совершенствования Лю Чаншэна:
- На пути к Дао бессмертных сначала установить Дао человека:
«Нет греха горящего дома — даруется благо прохлады, Нет греха распутства — даруется благо спокойной радости, Нет греха цепляния за тело — даруется благо совершенствования истины, Нет греха принижать людей — даруется благо помощи Небес, Нет греха привязывания к долголетию — даруется благо вечной жизни, Нет греха вреда живому — даруется благо продления лет, Нет прозрения Дао — ниспосылается кара заблуждения в мирской суете, Нет плавки формы — ниспосылается кара торговли костями..» (天道罪福論); ***
«Обладаешь добродетелью, достаточно скромен и мало гневаешься, Не призираешь бедность и не преклоняешься перед богатством, В делах снисходителен к словам толпы — Затронешь святых предков высочайших небес… » (白蓮花詞)
- Важность изучения канонов:
«Нет дел — читай Чжуан и Лао, постигай небо и проводи поступки… Забудь мирские интересы и не соперничай, сердце свободно от дел — читай канон о Дао… Пораньше прозрей чудесный принцип Алмазной сутры — и это переправит тебя на другой берег» (五言絕句頌)
- Методы Син и Мин небесного изначального:
«Некто спросил: что такое метод? Учитель Чаншэн ответил: постижение Дао и достижение истинной пустоты — это называют методом. Постижение Будды и достижение не рождения — именуют заповедью…Постигнешь метод Дао — дойдёшь до таковых абсолютной чистоты и недеяния. Канон гласит: Дао таково, как есть, не пустотно, но все же пустотно…»; «Что такое видение? Ответ: это не восприятие материальными глазами. Видение — это видение своего пустотного изначального, видение своего света мудрости, драгоценной жемчужины…чистоты Хунь и покоя По…» (長生真人至真語錄)
« Prev:Патриарх Ван Чунъян Даосский наставник Цао Синьи:Next »