Толкование канона Лао-цзы «Дао Дэ цзин» Патриархом западной школы Даосизма Ли Ханьсюя. Перевод глав и комментариев выполнен Бушиным Н.
* Ли Ханьсюй (李涵虚祖师) — даос Цинской династии, уроженец города Лешань провинции Сычуань. Родился в 1806 году и в 1856 году завершил Дао. Некогда странствовал по знаменитым горам и в Эмэйшань встретил истинных людей Чжан Саньфэна и Люй Дунбиня. После изменил свое имя на Ли Сиюэ (李西月). Вначале преемствовал методы восточной школы Лу Сисина (陆西星), а после получил передачу Чжан Саньфэна и Люй Дунбиня. Так как, методы восточной школы отличались от передачи Саньфэна и Люя, создал западную школу Даосизма (Сипай). В поздние годы отдельные сочинения Чжан Саньфэна минской эпохи собрал в «полное собрание сочинений Господина Чжан Саньфэна» (张三丰先生全集), которое дошло до наших дней.
Дао, которое можно выразить – удивительное Дао; имя, которым можно наречь, — удивительное имя
Дао – это то, что изнутри управляет телом, а снаружи управляет миром, путь ежедневного применения и постоянного свершения. В сокрытии Дао нельзя выразить, в проявлении Дао можно выразить. В общем, проявление находится внутри сокрытия – предельно широкое и мельчайшее, потому Дао – удивительное Дао. Имя в Уцзи не может быть изречено, имя в тайцзи может быть изречено. Рождается тайцзи внутри уцзи — может покоиться, может двигаться, поэтому имя является удивительным именем.
Примечания. То, откуда появляются люди,зовется Дао. «Можно выразить» означает — можно изъяснить. Под удивительным путем имеется в виду Великий Путь. Желание его выражения есть имя. «Можно низречь» означает «можно наметить». Удивительное имя означает неустановленное имя.
Если нет имени, то это исток неба и земли; если есть имя, то это матерь тьмы вещей.
Нет имени – это уцзи. Есть имя – это тайцзи. Если нет изменений, тогда это истинно неустановимое имя. В начале, когда нет предела, все неделимо, без признака, без формы, по сути нет запаха и звука, которые можно наметить, поэтому Дао – это начало неба и земли. После того, как тайцзи проявилось, появилось рождение и вскармливание — это появилась возможность сотворений, которые можно засвидетельствовать, поэтому Дао – это матерь тьмы вещей. Тьма вещей – это то, что, в общем, называется небом и землей. Прежде неба и земли было это Дао, рождающее Небо, Землю, человека и вещи, не иначе как великие отец и мать. Говорится о матери, но отец также уже здесь.
Поэтому никогда не имей стремлений, чтобы созерцать его чудесность, и имей стремления, чтобы созерцать его отверстие.
Чудесное – это вещь без имени, поэтому застываешь и всегда находишься в покое, чтобы созерцать ее. Отверстие – это вещь, имеющая имя, поэтому в движении постоянно откликаешься, чтобы созерцать ее. Имеешь или не имеешь стремлений, постоянно откликаешься, постоянно в покое. Не имея стремлений, созерцаешь безымянное, имея стремления, созерцаешь имеющее имя. Мастера эликсира сокровенную заставу считают чудесным отверстием наличия и отсутствия, ибо в ней корень.
Эти двое исходят из одного, но по-разному зовутся, вместе являются сокровенными. Сокровенное вновь приходит к сокровенному – к вратам множества чудес.
Двое – это сокровенное отверстие. Наличие рождается в отсутствии, поэтому исходят из одного, отсутствие переходит в наличие, поэтому именуются по-разному, хоть и различны, но все же едины. Чудесное отверстие наличия и отсутствия – все это одинаково сокровенно. В отсутствии стремлений созерцаешь его чудесность и обретаешь первое сокровенное. Имея стремления, созерцаешь его отверстие и достигаешь другого сокровенного. Двое сокровенных в итоге приходят к единому сокровенному. Сокровенное объемлет множество чудес, врата множества чудес всецело здесь.
« Prev:Бай Юйчань о побуждении себя к изучению Дао Иероглиф «Покой»:Next »