Этой рубрикой мы начинаем знакомить читателя с главным трудом даосской семьи – «Дао Дэ цзин», написанным Лао-цзы. Здесь будут выкладываться выдержки из толкований этого канона разными даосскими святыми.
Данное толкование является одним из «тайных толкований Люй Дунбиня» (всего толкований Люй Дунбиня на этот канон насчитывается четыре). Перевод — Бушин Н.
* Люй Дунбинь (吕洞宾祖师) — важный даосский деятель танской династии, носящий даосское имя «Учитель чистого Ян» (Чуньян цзы, 纯阳子), один из восьми бессмертных. Получил передачу Учителя Чжунли Цюаня и в Даосизме почитается, как Патриарх всех школ нэйдань, от которого ведут свое происхождение северная, южная, восточная, западная и центральная школы.
Глава пятая. Небо и Земля.
Небо и Земля не человечны, к тьме вещей относятся, как к чучелу собаки[1]. Совершенномудрый не человечен и к народу относится, как к чучелу собаки. Пространство между Небом и Землей подобно кузнечным мехам.
Человечность имеет смысл непрерывного рождения. Небо и Земля поэтому укрывают и вскармливают тьму вещей, а Совершенномудрый – это тот, кто придерживается этого для упорядочивания мира. Соломенная собака – это сноп травы. Речь о том, что Небо, Земля и Совершенномудрые не человечны, на тьму вещей и народ смотрят, как на соломенных собак. По какой же причине тогда они укрывают и всё объемлют без предела? Следующие далее 2 фразы являются истинными словами, бездонное зовется мехами, имеющее отверстие зовется поддувом[2]. Речь об оживлении механизма ци, его закрытиях и открытиях, циркулирующих и обращающихся без остановки. Это и называется человечностью.
Поскольку пустотно — не иссякает; поскольку движется – все больше проявляется. Многословие приводит к неудаче, не лучше ли охранять Средину?
Здесь повторяется идея вышеприведенного текста о кузнечных мехах. Пустота – это всеобъемлющее и способное вбирать. Движение – это изменения, и применения их не истощимы. Исчерпание – иссякание действия. Средина – великий корень Поднебесной. Человечность совершенномудрого — это то, посредством чего рождаются тьма вещей в Поднебесной. Хранение обладает смыслом удержания.
[1] Чучело собаки: В древние времена в ритуале использовали чучело собаки и по завершению ритуала выбрасывали как ненужную вещь.
[2] Понятие «кузнечные меха» состоит из двух иероглифов. Иероглиф «то» (橐) означает сами кожухи, которые изготавливались из коровьей кожи; иероглиф «юэ» (籥) имеет смысл поддува, некое устройство, которое соединяло меха с печью для раздувания ветра.
« Prev:Дао Дэ цзин. Тайные толкования Люй Дунбиня. Глава четвертая. Дао Дэ цзин. Тайные толкования Люй Дунбиня. Глава шестая.:Next »