Иероглиф «Покой»

Dadaotang пост в Статьи,Tags: , , , , ,
2

7c1ed21b0ef41bd523939a8851da81cb38db3d8dС этой статьи мы начнем разбирать смысл иероглифов в древнем и современном написании с точки зрения практики яншэн и нэйдань для лучшего понимания изучающих самого Принципа тренировки и углубления познаний традиционной культуры. В основном мы будем рассматривать самые важные и ключевые иероглифы, имеющие отношение к методам практики.

 

 

Предисловие.

Все мы прекрасно помним установку советского времени «жизнь в движении», которая также была популярна и в Китае в период расцвета разнообразных методов цигун и массового распространения Тайцзицюань в целях оздоровления нации. Она звучала точно так же: «生活在运动». Но давайте посмотрим на это с точки зрения древней традиционной культуры – действительно ли жизнь заключена в движении? Разберем внутреннее значение самого иероглифа «покой» (静) в современном и древнем написании.

О важности покоя.

Покой играет важнейшую роль в практике яншэн, нэйдань, Тайцзицюань. Однако многие люди неправильно понимают и недооценивают его, пренебрегая его ролью, вплоть до того, что приводят несуразные толкования, избегая его будто огня. Указание на важность покоя мы можем встретить еще в каноне Лао-цзы «Дао Дэ цзин» в 16-й главе: «致虚极,守静笃。。归根曰静,静曰复命» — «придти к пределу пустоты и стойкости покоя…возвращение к корню называют покоем, покой именуют восстановлением судьбы-Мин». В практике нэйдань даосской семьи главным постулатом считается «чистый покой» (цин цзин 清静). Но этот чистый покой многие неправильно трактуют как «полный покой». Тогда как иероглиф «чистый» указывает на ясность, пробужденность, совершенную чистоту истинной Природы и оживление изначального духа. Далее мы разберем написание иероглифа с точки зрения толкования словаря Шовэнь, посмотрим и проанализируем его древнее написание и раскроем внутренний, алхимический смысл.

 

Иероглиф «покой»

1) Современное написание выглядит так:

9759 (1)

Современный иероглиф состоит из двух графем – левой графемой «цин» (青), обозначающей зеленый цвет и правой графемы «чжэн» (争), выполняющей роль звука.

2) Теперь взглянем на старое написание этого же иероглифа Сяочжуань:

9759

 

Сначала прочтем основную трактовку словаря Шовэнь: 審也。从青爭聲。疾郢切〖注〗徐鍇曰:“丹青,明審也。”Основное значение иероглифа – «вникать, проверять». Образован от иероглифа «цин» и звука «чжэн». Сюй Кай говорит: «красное и зеленое ясно разобрано». Дальше Шовэнь поясняет, что покоем называют, когда сердце человека (буквально «сердечные земли для кормления») упорядочивается, во всех словах и делах непременно доискивается Принципа и честности, тогда даже обильное утруждение не может привести его в хаос.

Теперь более детально разберем левую часть с точки зрения внутреннего смысла. Левая часть состоит из нижней графемы «эликсир» или «треножник эликсира» (дань 丹) в своем древнем написании. Вот он, также Сяочжуань:

4E39

Не правда ли один иероглиф? Сверху над ним расположен иероглиф «рождаться» или «жизнь» (шэн 生). Вот также его написание Сяочжуань:

751F

Так что же получается, жизнь в движении? Нетрудно сопоставить две эти графемы и понять исходный смысл покоя, который заключен отнюдь не в мертвом покое, подобном «сухому дереву и мертвому пеплу», а, напротив, ценность покоя в его пределе, откуда рождается истинное движение или жизнь. Это и есть рождение Ян из предела Инь, появление движения из предела покоя. Когда то Мастер Би (Мастер Удан Лаоцзюнь яншэн гун) пояснял мне: «Покой является самой основой практики яншэн. Посмотри, как рождается все живое. К примеру, растение. Пока росток не вышел на поверхность, его не видно. Эта фаза подобно фазе покоя, где в глубинах земли вскармливается семя этого ростка. Затем наступает предел вскармливания, и росток прорывается из земли. Тогда можно наблюдать его рост и движение. Жизнь – это Ян, но ее исток — это покой Инь. Без Инь прежде не может быть и последующей жизни Ян».

Кстати, сам иероглиф «шэн» (движение или жизнь) как раз и означает росток, прорывающийся из почвы. А почва в Усин относится к центральной Земле и Инь, которая хранит и вскармливает все живое — все остальные четыре элемента: воду, огонь, металл и дерево.

Правая часть иероглифа обозначает звучание и состоит из иероглифа «добиваться», «завоевывать» (чжэн 争). Его древнее написание Сяочжуань:

4E89

Основной смысл этой графемы – «тянуть, тащить к себе». Шовэнь толкует этот иероглиф так: «凡言爭者、皆謂引之使歸於己» — «То, что обычно говорят соперничать, завоевывать. Это называют тянуть и возвращать к себе». Этот иероглиф состоит из двух рук, которые тянут нечто к себе. Смысл этого – завладение.

Кратко внутренний смысл иероглифа «покой» можно изложить так: «Овладеть фазой предела покоя и ясности, чтобы в треножнике эликсира родился истинный Ян – источник подлинного движения и основа возвращения жизненной силы Мин». Получается, что ценность заключена не только в самом покое, но и в его пределе, откуда только и может проявиться истинное движение. Это то, на что указывает Люй Дунбинь:

«七返还丹,在人先须炼己待时。正一阳初动,中宵漏永» — «В семи оборотах возвращения эликсира прежде всего человеку надо выждать время плавки себя. Истинный единый Ян впервые придет в движение — в полночь звук капель в водяных часах…»

Только предельный Инь может породить Ян, а предел Ян родить Инь — это непреложный Принцип взаимодействия Инь и Ян.

Константинов В.А.

 

« Prev: :Next »

2 Комментариев к “Иероглиф «Покой»”

Оставить комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти.