О нэйдань

О внутреннем эликсире (нэйдань)

Автор: Учитель Мудрого Ян

Перевод с китайского языка и комментарии: Константинов В.А.

 

cePIPyxwKKgq6“Традиционная работа внутреннего эликсира (нэйдань гун) – это Великое Дао золотого эликсира, также называемое Высочайшим Дао, Великим Дао, Путем эликсира (дань Дао), внутренним эликсиром или методом совершенствования в  Истине. Это большой метод парного совершенствования истинной Природы (Син) и Судьбы (Мин), которому тайно обучали и который передавали сердцем истинные люди и святые Учителя минувших династий. Это является наивысшим методом даосской семьи по совершенствованию в Истине, внутренней работой высшей колесницы Сокровенных врат![1] Это Учение благородных мужей презрения Судьбы, где утверждается: «моя Судьба зависит от меня, а не от Неба»! Это искусство вскармливания жизни и увеличения долголетия, которое не могли отыскать правители и министры, именитые сановники и высокопоставленные люди.

В отношении истоков традиционная работа нэйдань исходит от Хуан-ди, узнавшего о Дао от Гуан Чэн-цзы. Сущность передачи разбросана в таких древних канонах, как «Канон о внутреннем» (нэй цзин), «Канон о внешнем» (вай цзин), «Канон о Дао и Дэ» (Дао Дэ цзин) и «Чжуан-цзы». На сегодняшний день она имеет уже более чем 5000-летнюю историю.

Методы работы исходили от мастеров древней медицины и передались даосской семье. К периоду Весны и Осени (770 – 476 г. до н.э.) и эпохе Воюющих Царств (403-221 г. до н.э.) Лао-цзы собрал великие достижения и положил начало Даосской семьи (Даоцзя). С тех пор линия Дао не прерывалась, взрастив блестящие успехи истинных людей, святых Учителей и преемников передачи прошлых эпох, таких как: Гуан Чэн-цзы, Ци Бо, Хуан-Ди, Лао-цзы, Чжуан-цзы, Инь Си, Ле-цзы, Гуй Гу-цзы, Чжэн Сыюань, Сюй Сюнь, Дун Фаншо, Ван Сюаньфу, Вэй Боян, Чжунли Цюань, Люй Дунбинь, Лю Хайчань, Цуй Сифань, Ма И, Шао Канцзе, Чжан Бодуань, Ван Чунъян, Чэнь Туань, Чжан Саньфэн, Хуан Юаньцзи. Вместе с тем образовалась выдающаяся традиционная культура китайской нации, где «Дао» стало сердцевиной. В период династии Восточная Хань (25 — 220 гг.) истинный человек Вэй Боян, основываясь на исторических условиях того времени, опираясь на «Книгу Перемен», доктрины Хуан-ди и Лао-цзы, а также теории о печи и огне (прим. пер: теория плавки внешнего эликсира), образно описал совершенствование в Дао, назвав «плавкой эликсира» (лянь дань). С тех пор и до сегодняшнего времени Великое Дао также именуют Путем эликсира или работой внутреннего эликсира.

Относительно принципа работы традиционный нэйдань опирается на древнюю философию и теорию даосской семьи Китая, основываясь на коренном принципе тренировки «искусства переворачивания», которому Гуан Чэн-цзы обучил Хуан-ди, на законе «досконально исследовать принцип и постичь истинную Природу-Син, чтобы дойти до Мин»[2]. В начале же совершенствуют Син для установления Мин, затем совершенствуют Мин для осуществления Син, и в конце Син с Мин соединяют вместе, «берут из Кань и залатывают Ли», семью возвращениями и девятью оборотами подтверждают результат вхождения в святость и восхождения к Истине!

В области способа работы метод традиционного нэйдань «соединяет три изначальных»[3], а эликсир «различает девять оборотов». Начинают от человеческого изначального (жэнь юань), а затем идут к  земному изначальному (ди юань) и оттуда  к небесному (тянь юань), формируя человеческого бессмертного (жэнь сянь), земного (ди сянь) и небесного (тянь сянь). Эликсирные методы трех изначальных всецело заключаются в работе над своим телом и сердцем. В них нет вреда парного совершенствования мужчины и женщины – искусства «завоевания в схватке трех пиков»; также нет и заботы об «обжиге пырея и поднятии треножника»[4] или о плавке минералов и вознесении к Небесам[5]! Вначале восполняют утечки для того, чтобы заложить основу этого; затем выплавляют цзин, чтобы превратить в ци, плавят ци для превращения в дух-шэнь; потом завязывают зародыш и вскармливают зародыш, младенец проявляет свою форму; и в конце выплавляют дух-шэнь и возвращают в Пустоту, плавят Пустоту и соединяются с Дао. Эликсир образует девять оборотов, и тогда сам подтверждаешь титул истинного человека!

В отношении способа передачи традиционный нэйдань имеет строгий закон и ритуал передачи Дао. Каждый этап эликсирных методов имеет форму устной передачи, избегая вреда самодеятельности и  возникновения отклонений. Отсюда проистекает его отличие как от заурядного цигун, так и от даосских искусств боковых школ.

 

Кроме этого традиционный нэйдань очень большое значение придает пониманию Дэ, уважению Дэ и совершенствованию в Дэ. Это означает уделять внимание совершенствованию и накоплению «Дао Дэ»[6], «постоянному Дэ»[7] и «тайному Дэ»[8]. В традиционном нэйдань также очень важно почитание Учителя и уважение Дао. Изучение нэйдань также называют совершенствованием в Дао, совершенствованием в Истине, плавкой внутреннего эликсира. Оно имеет сильный эффект устранения болезней и восстановления здоровья, устранения хронических заболеваний; вскармливания жизни и предотвращения болезней (у обычным практикующих); увеличения знаний и открытия мудрости (например, для молодых изучающих); улучшения внешнего вида (для практикующих женщин); запасания ци и увеличения силы (для изучающих воинское искусство); возвращения молодости и продления лет (для практикующих среднего и пожилого возраста); открытия духовных способностей (у тех, кто достаточно углубится в изучение); превосхождения обыденного и вхождения в святость (у кого достаточно воли для становления истинным человеком). Каждый из этих эффектов имеет научное обоснование и убедительную причину. Поэтому нэйдань подходит для изучающих разного возраста.

Исходя из главной идеи «повсеместного распространения среди тех, кто имеет судьбу», автор передает раздел «заложение основы» (чжуцзи гун). Такие разделы, как эликсирные методы «круговые небеса» (чжоутянь гун) и «завершение Дао» (чэн Дао), по-прежнему передаются в форме «выборочной передачи»[9]”.

 

 

——————————————————————————————————————-

[1] Сокровенные врата «Сюань мэнь» (玄门) или Учение о сокровенном «сюань сюэ» (玄学) – второе название даосского Учения.

[2] «Книга Перемен» гласит: «穷理,尽性,以至命» — «досконально исследовать Принцип и постичь Природу-Син, чтобы дойти до Мин».

[3] Три изначальных «сань юань» (三元): небесный изначальный (тянь юань), земной (ди юань) и человеческий (жэнь юань).

[4] «Обжигать пырей и поднимать треножник»: методы сексуального гунфу

[5] Имеется ввиду внешний эликсир (вай дань).

[6] Дао Дэ (道德): высшая форма Дэ. «Дао Дэ цзин» гласит: «высшее Дэ не добродетельна, потому обладает Дэ».

[7] Постоянное Дэ «чан Дэ» (常德): это пять добродетельных качеств Усин (дерева, огня, металла, воды и почвы), связанных с пятью внутренними органами человека.

[8] Тайное Дэ «инь Дэ» (阴德): творение добра втайне – «делать благо и не оставлять имени».

[9] «Заложение основы», также называемые «100 дней заложение основы» (чжуцзи гун, 筑基功), «методы круговых небес» (чжоутянь гун, 周天功) и «завершение Дао» (чэн Дао, 成道部) являются тремя большими этапами Пути эликсира.